Art Basel & UBS Report 2019: не так страшен гендер, как его отсутствие


"Официальный" арт-рынок не стоит на месте. Традиционный отчет Art Basel & UBS за 2018 год пополнел более чем вдвое, предоставив любителям цифр 408 страниц. Серьезно дополнены были главы, посвященные частным и онлайн-продажам, применен новый подход в оценке активных коллекционеров, а главным отличием стал новый раздел о демографической и гендерной принадлежности представленных на рынке художников. ARTFINEX также решил не отставать и изменить формат подачи: поскольку нашими читателями преимущественно являются галеристы, арт-дилеры и художники – мы уделим основное внимание разбору первичного рынка. Увлекательные рынки Индии, Латинской Америки, продажи Old Masters и другие типы снотворного будут упомянуты в сокращенном объеме.

Скептики, утверждавшие, что 2017 год вырос за счет продажи "Спасителя Мира" Леонардо да Винчи, и 2018 его не перебьет, ушли переобуваться и радостно встречать новые цифры. Продажи на мировом арт-рынке в 2018 году достигли $67,4 млрд., что на 6% больше по сравнению с прошлым сезоном. Второй год положительного роста вывел рынок на вторую по объемам строчку за последние 10 лет (лидерство у докризисного 2014 с $68,2 млрд.). В целом за десятилетие, с 2008 по 2018 год, продажи выросли на 9%.

Немного общих данных:

  • Продажи на трех крупнейших рынках – США, Великобритании и Китая – составили 84% от общей стоимости мирового рынка в 2018 году.

  • США были крупнейшим рынком в мире, на их долю пришлось 44% продаж в стоимостном выражении. Великобритания восстановила позицию второго по величине рынка искусства (21%), в то время как Китай опустился на третью (19%).

  • Продажи в США достигли $29,9 млрд., что является рекордным уровнем на сегодняшний день.

  • Несмотря на Brexit, которым продолжают пугать третий год подряд (нам это напоминает сказку про мальчика, кричащего о волках, а вам? – ARTFINEX), в Великобритании был относительно сильный год продаж, при этом цифры выросли на 8% (чуть менее $14 млрд.). В остальной части Европы многие крупные рынки заметно упали.

  • Продажи в Китае в 2018 году достигли $12,9 млрд., сократившись на 3% в годовом исчислении.

Краткий итог: региональные рынки, за исключением США, сдают позиции. В моду снова входит покупать на главных аукционных площадках – в Лондоне (китайцы и арабы) и Нью-Йорке (американцы и японцы). Китай завершил первый цикл национальной программы поддержки искусства 2008-2018, а Ули Сигг теперь смотрит в сторону Восточной Европы – вынимайте третье место. TEFAF и Frieze окончательно освоились на рынке США – получайте лучший год по внутренним продажам. Формула "американцы покупают американцев, зато активно", похоже, уже не работает: американцы покупают всех, кого к ним не привезут. Потому что знают, что привезут только хорошее.

Частные продажи

  • Продажи галерей и арт-дилеров в 2018 году достигли, по косвенным оценкам (напомним, прямым взяться неоткуда: налоговые не дремлют. – ARTFINEX), $35,9 млрд., что на 7% больше, чем в предыдущем году.

  • Наиболее успешным сегментом продаж в сравнении с 2017 годом были дилеры с оборотом от $10 до $50 млн. долларов (рост на 17%), тогда как самые низкие показатели были в нижней части рынка, ниже $250 тыс. (падение на 18%).

  • Предвкушая продажи в 2019 году, 29% галерей и дилеров думают, что их продажи будут ниже, чем в 2018, а 30% с оптимизмом ожидают, что они увеличатся. Это значительно менее оптимистично, чем в 2017 году, когда большинство дилеров (58%) ожидали роста продаж.

  • Самой большой проблемой галереи и дилеры в 2019 году видят поиск новых покупателей. Они более важны для дилеров с меньшим оборотом, чем для тех, у кого самые высокие показатели (поскольку платежеспособные клиенты давно наработаны и бережно обслуживаются. – ARTFINEX). Для дилеров с объемом продаж менее $1 млн. новые покупатели составили 32% от общего объема продаж в стоимостном выражении в 2018 году по сравнению с 25% и ниже для дилеров с оборотом более $1 млн.

  • Исходя из базы данных Artfacts.net, отслеживающей около 6 тыс. галерей, и включающей только те, что были представлены, по меньшей мере, на одной крупной арт-ярмарке, количество новых галерей, созданных в 2018 году, было на 86% меньше, чем в 2008.

  • Сектор частных продаж в 2018 году состоял из 296 550 галерей и частных дилеров (более 90% от общего числа финансовых единиц, занимающихся непосредственно покупкой и продажей изобразительного искусства, декоративного искусства и антиквариата во всем мире, включая аукционные дома, галереи и дилеров). Однако 50% всего денежного оборота в секторе сделали менее 5% галерей.

  • Средний транзакционный цикл (время от заключения договора до оплаты) частных продаж в период 2016-2018 снизился практически вдвое, и теперь занимает от недели до месяца (ранее – от недели до 6 месяцев).

  • "Коллекционеры с замедленной платежеспособностью" (злостные неплательщики, называйте вещи своими именами. – ARTFINEX) остаются главной проблемой для западных галерей, имеющих дело с коллекционерами материкового Китая.

  • На работы стоимостью более $1 млн. в сегменте частных продаж приходится 40% рынка в стоимостном выражении, но только 3% сделок.

  • 56% дилерских сделок пришлись на продажи работ по консигнации.

  • Средняя стоимость проданного современного искусства у галерей и арт-дилеров составила $9,3 тыс.

Остальные продажи распределились следующим образом:

  • до $1 тыс.: 38,8%

  • $1 тыс. - $5 тыс.: 28,9%

  • $5 тыс. - $50 тыс.: 24,6%

Усредненный суповой набор галереи в 2018 году (экспонировано vs. продано):

  • 19% впервые представленных художников (14% общего оборота продаж)

  • 40% художников в середине карьеры (35% продаж)

  • 41% были признанными художниками (51% продаж)

Краткий итог: второй год кряду отчет Art Basel & UBS объединяет частные продажи галерей и арт-дилеров под названием "дилеры". Видимо, с этим придется смириться надолго (по крайней мере, пока Art Basel будет зависеть от дилеров больше, чем от галерей. – ARTFINEX). Основная тенденция, даже при учете массированного ввода новых имен: результаты продаж даже на первичном рынке говорят в пользу признанных художников. Другое дело, что "шлифовку" рынком молодые проходят именно через массированный ввод. В первую очередь через ярмарки, о чем речь пойдет ниже. А над главной проблемой частного рынка – поиском новых коллекционеров – галереи и дилеры, а также аукционные дома, бьются уже несколько лет. Чем же они так интересны? А вот чем: по данным Credit Suisse, мировое население долларовых миллионеров увеличилось с $29,7 млн. в 2011 году до $42,2 млн. в 2018 (на 42%). В то время арт-рынок вырос на 9%. Другими словами, всех интересует вопрос: почему их деньги еще не здесь? Да, и роль консигнации нельзя не отметить: как говорится, кто не рискует...

Рынки и гендер

  • Частные арт-дилеры, работавшие исключительно на первичном рынке, в 2018 году имели наименьший средний оборот в $500 тыс. против $5,1 млн. для тех, кто работал только на вторичном рынке. У тех, кто занимался продажами на обоих рынках, в среднем оборот составил $1,8 млн.

  • У галерей, работавших исключительно на первичном рынке, в среднем 63% общих продаж приходилось на трех лучших художников галереи. При этом 42% оборота приносил один ведущий художник.

  • 36% художников, которых галереи первичного рынка представляли в 2018 году, были женщинами. В среднем продажи работ художников женского пола составили 32% годового оборота галерей.

  • Более крупные галереи первичного рынка, как правило, представляли меньше женщин-художников (с оборотом до $1 млн. – 38%, с оборотом от $1 до $10 млн. – 35%, свыше $10 млн. –28%).

  • При этом выборка из 82 ярмарок и 27 тыс. художников, показывает, что в 2018 году только 24% выставленных художников были женщинами.

На первичном рынке гендерное неравенство также возрастало с возрастом художника:

  • в возрасте от 15 до 39 лет: 40% были женщинами (36% для смешанных галерей – т.е. первичные и вторичные продажи);

  • от 40 до 64 лет: 37% были женщинами (30% для смешанных)

  • старше 65 лет: 33% были женщинами (23% для смешанных)

Краткий итог: складывается впечатление, что галереи серьезно обеспокоились подписанием художников женского пола "под победу Хиллари" – пик равноправия пришелся на 2017 год. Затем, когда расчет не осуществился, немного сбавил обороты. Хотите еще больше рыночного цинизма? Пожалуйста: подписав по месту 36% художников-женщин, на международные ярмарки отправили только 24%. Потому что отправлять назад непроданный остаток всегда накладно. И дело не в галереях, дело в коллекционерах и их сегодняшних предпочтениях. А они пока далеки от идеалов феминизма.

Аукционные продажи

  • Продажи на публичных торгах предметов изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (исключая частные продажи аукционных домов) в 2018 году достигли $29,1 млрд., увеличившись на 3% в годовом исчислении, и почти на 30% в сравнении с 2016 годом.

  • Три крупнейших аукционных рынка – США, Китай и Великобритания – имели совокупную долю в 88%, увеличившуюся на 4% по сравнению с 2017 годом. США были крупнейшим аукционным рынком с долей 40%, следом Китай (29%).

  • Продажа произведений искусства по ценам, превышающим $1 млн., составляла 61% от общей стоимости продаж на рынке аукционных произведений искусства, но только 1% проданных лотов. Количество проданных лотов в этом сегменте выросло на 9% в годовом исчислении, в то время как стоимостные значения выросли на 13%, что в значительной степени способствовало росту совокупных аукционных продаж за год.

  • Продажи послевоенного и современного искусства составили половину рыночной стоимости аукционов в 2018 году, достигнув $7,2 млрд. Это на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на небольшое снижение количества проданных лотов (-5%).

  • Традиционное разделение рынка на два отдельных сектора – публичный и приватный – стало менее четким в последние годы, поскольку границы становятся все более размытыми (с увеличением частных продаж аукционными домами) и набирают популярность гибридные бизнес-модели (скажем, в онлайн-секторе, где покупателям предоставляется возможность сделать ставку или купить предмет искусства незамедлительно).

  • Тем не менее, в 2018 году продажи в публичном секторе составили 46% рынка (что на 1% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), тогда как в приватном секторе (арт-дилеры, галереи и розничные онлайн-продажи) составили 54%.

Краткий итог: одно то, что аукционные продажи в отчете сдвинули с первого места в угоду приватному рынку и гендеру, говорит само за себя. Аукционные дома пытаются исправить ситуацию за счет частных продаж – но поколение миллениалов активнее перемещается по миру, следовательно, больше посещает ярмарки. Если общее количество проданных предметов искусства увеличилось на 2%, то на отдельно взятом публичном рынке – снизилось на 5%. Это следует понимать так: вымывается "средний класс" покупок на аукционах, коллекционеры распределяются между любителями blue chips на вечерних торгах и картофельных чипсов на утренних. Тут и блокчейн, призванный осенью Christie’s на помощь в качестве дымовой завесы, не поможет.

Арт-ярмарки

  • В 2018 году объем продаж искусства на ярмарках достиг $16,5 млрд., что на 6% больше, чем в предыдущем году.

  • Доля общей стоимости глобальных частных продаж, проведенных на арт-ярмарках, выросла с менее чем 30% в 2010 году до 46% в 2018 году. Доля продаж на международных ярмарках составила 31% против 15% на нишевых или локальных.

  • В среднем галереи принимали участие в четырех ярмарках в 2018 году по сравнению с пятью ярмарками, о которых свидетельствовали отчеты 2016 и 2017 годов. Однако посещаемость варьировалась между секторами и сегментами, причем более 25% респондентов выставлялись на 10 или более ярмарках (примерно как при половом бессилии пытаться заменить качество количеством. – ARTFINEX).

  • Все крупные ярмарки показывают высокий уровень ротации галерей, причем 56% галерей в минувшем году выставлялись впервые (все верно, только самому Art Basel не рассказывайте про ротацию. Он заулыбается. – ARTFINEX).

  • Организаторы крупных ярмарок сообщают, что лишь около 5% посетителей являются "серьезными покупателями", однако эта доля зачастую намного больше на небольших нишевых и локальных ярмарках с меньшим количеством посетителей.

Краткий итог: как и год назад, отчет показывает усиление влияния ярмарок на коммерческую деятельность галерей. Падение рынка в 2016 году благотворно сказалось на арт-ярмарках: галереи стали искать новые каналы сбыта преимущественно через них. Кто в более осмысленной панике, кто в менее – но только таким образом можно было нащупать новые рынки и провести директ-маркетинг своих активов перед реальным покупателем в разных культурных регионах. Внимание рассеивается между крупными ярмарками с большом потоком и нишевыми с более качественными клиентами –но они, как правило, едут строго ориентированными на определенный продукт. Галереи попробовали в среднем пять ярмарок – остались на четырех. Готовьтесь: в следующих сезонах постоянных клиентов будет ждать уже не скидка, а повышение стоимости павильонов.

Онлайн-продажи

  • В 2018 году продажи на онлайн-рынке предметов искусства и антиквариата практически достигли $6 млрд., что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

  • Совокупные онлайн-продажи составили 9% от стоимости глобальных продаж искусства, что несколько ниже, чем в глобальном секторе розничной торговли через Интернет. Там в 2018 году электронная коммерция составляла 12% от общего объема розничных продаж.

  • Опрос чуть более 70 компаний, занимающихся электронной торговлей в 2018 году, показал, что большинство компаний, работающих только в режиме онлайн, по-прежнему продают большинство своих работ в сегменте до $5 тыс. При этом менее 10% транзакций проведены по ценам свыше $250 тыс.

  • 93% коллекционеров-миллениалов (класс "новые деньги", сформировавшие капитал после 2000 года. – ARTFINEX) сообщили, что они покупали с онлайн-платформ, по сравнению с большинством коллекционеров старшего возраста, которые раньше не покупали искусство онлайн.

Краткий итог: онлайн-продажи искусства неуклонно росли даже в кризис. Что особенно позитивно: если раньше рост наблюдался лишь за счет объема, то сегодня медленно растет и средняя стоимость продаваемых предметов (читаем: доверие покупателей. – ARTFINEX). Не обошел стороной отчет и блокчейн, перечислив основные компании, перешагнувшие от недоверия рынка и отсутствия институциональных инвесторов к коллаборациям со стратегами арт-рынка. Ключевой проблемой блокчейн-стартапов, которые остаются верны идеям долевого владения искусством, Art Basel & UBS называет отсутствие спроса на концепцию. Но о блокчейне у нас будет отдельный разговор на ARTFINEX в ближайшее время.

Благосостояние

  • В опросах американских коллекционеров 2016-2017 годов большинство респондентов были в возрасте 50 лет и старше. Тем не менее, опросы коллекционеров HNW (с личным капиталом более $10 млн. – ARTFINEX), проведенные в 2018 году, показали совершенно другой возрастной профиль на новых рынках в Азии. 46% опрошенных в Сингапуре коллекционеров были миллениалами, их доля в Гонконге составила 39%.

  • Коллекционеры-миллениалы были значительно более активными покупателями предметов искусства, чем другие возрастные группы: 69% приобрели изобразительное искусство и 77% приобрели предметы дизайна в период с 2016 по 2018 год.

  • 16% коллекционеров HNW в период с 2016 по 2018 год потратили более $1 млн. на предметы искусства или дизайна. Миллениалы участвовали почти в половине (45%) этих транзакций, что подчеркивает важность покупательной способности этого сегмента.

  • В то время как галереи и аукционные дома были наиболее часто используемыми каналами для покупок, арт-ярмарки были очень популярны в Азии: на них искусство приобрело 92% и 97% коллекционеров из Гонконга и Сингапура соотвтественно.

  • Распределение коллекционеров по полу составило 67% мужчин и 33% женщин, причем наибольшее представительство женщин в Гонконге составило 39%.

  • Коллекционеры, как правило, покупали работы живых современных художников, что составляло 57% работ в их коллекциях.

  • Наиболее часто используемым каналом для покупок была галерея или арт-дилер.

  • 28% коллекционера использовали арт-дилера или галерею (звучит хорошо, но мы-то знаем: на самом деле ровно наоборот. – ARTFINEX) для внешних консультаций по управлению своей коллекцией, а еще 22% обращались за консультацией к экспертам аукционных домов (и не замечали, как успевали докупить в свою коллекцию там же. – ARTFINEX).

Рыночная доля продаж группы покупателей в 2018 году:

Частные коллекционеры: 68%

Другие профессионалы арт-рынка: 7%

Международные музеи: 6%

Частные учреждения: 6%

Местные и национальные музеи: 5%

Арт-консультанты: 4%

Дизайнеры интерьера: 3%

Краткий итог: вы тоже отметили, что слово "дизайн" фигурирует в небольшом тексте трижды? Сначала – как часть объединительного "предметы искусства и дизайна", далее – уже в профессии дизайнера интерьеров, получившего свои официальные 3%. В первом случае опрошенные возрастные коллекционеры НЕ смогли отделить искусство от дизайна (а вы уверены, что сами с легкостью можете? – ARTFINEX) в объеме общих покупок, следовательно – им и продавали его, как единое целое, без культурной диверсификации. Миллениалы – смогли отделить, заметим. Во втором случае – выскажем предположение, что роль дизайнеров интерьеров значительно превышает 3% общих продаж. Просто в этих случаях они официально приобретали на свое имя. Но их заслуга есть и в 68% покупок коллекционеров. Коллекционеров, которые покупают Ротко, чтобы гармонировал с ковром. Таких сейчас много, увы ("увы" для Ротко, радостно для ковра и рынка. – ARTFINEX).

Экономика

  • По оценке Art Basel & UBS в 2018 году на мировом рынке предметов искусства и антиквариата функционировало 310 700 предприятий, на которых работало около 3 млн. человек, что практически повторяет цифры 2017 года.

  • Распределение занятости по половому признаку в аукционных домах: высшего уровня – 65% женщин (на 3% больше, чем в предыдущем году), второго уровня – 52% трудоустроенных женщин. 61% женского персонала нашли себя в секторе частных продаж – галерей и арт-дилеров.

  • В 2018 году мировая торговля искусством израсходовала $20,2 млрд. на внешние услуги, напрямую связанные с их бизнесом (маркетинг, реклама, логистика, хранение и ряд других. – ARTFINEX). Издержки увеличились на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом количество новых рабочих мест составило 375 030.

  • Самая большая область расходов была на арт-ярмарках ($4,8 млрд.), увеличившись на 5% в годовом исчислении и составив 24% от общих расходов. Второй по величине областью была реклама и маркетинг, общий объем которых составил $3,2 млрд. Годовой рост затрат, после двухлетнего спада, прибавил головной боли на 12%.

Краткий итог: интересно, Art Basel & UBS возьмутся вслед за женщинами однажды посчитать количество мужчин на арт-рынке? Правда, есть предположение, что это будет немного сложнее, чем вычесть процент женщин из общих 100%.

Общий итог: рынок вырос, галереи ищут "свои" ярмарки, аукционные дома – новые формы взаимодействия с коллекционерами. Дилеры держатся за существующих клиентов и недобро косятся на зашедших дизайнеров интерьеров. Блокчейн проклюнулся, но не вылупился. Гендерное равенство – пока что удел предложения, но не спроса. Китай сделал шаг назад, возможно – чтобы сделать два вперед. Кстати, для отчета TEFAF, который выйдет 15 марта, была привлечена команда китайских аналитиков. Там и поглядим.

Звезда нового блокбастера «Капитан Марвел» Бри Ларсон несколько лет назад подверглась тотальной обструкции за одну фразу. "Мне совершенно не нужно, чтобы 40-летний белый мужик рассказывал мне, что ему не понравилось в моем фильме. Этот фильм вообще не для него был снят" – сказала девушка и попала под каток сетевой ненависти. Уверены: арт-рынок в осуждении актрисы не участвовал. Ведь, сама того не желая, новая супергероиня Marvel описала точный портрет коллекционера-миллениала нового поколения. Которого все так ждут с деньгами, начиная с 2011 года.


 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
Тегов пока нет.

© 2016-2018 ARTFINEX